30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

Минимизируем налог на имущество

Юлия Хачатурян,

NIKA, RISK PLAN

«Бухгалтерия. просто. понятно. практично» 2013 № 13

Материал статьи представлен в том виде, в котором он опубликован в журнале. При прочтении необходимо учитывать, что сегодня существуют нюансы налогообложения, касающиеся уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости и новые особенности налогообложения, которые касаются применения налоговых льгот по движимому имуществу.

 

Чем руководствоваться:

Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» – далее Закон № 202-ФЗ.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – далее Закон № 115-ФЗ

Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 29.06.2012) «О налогах на имущество физических лиц» – далее Закон № 2003-1.

Федеральный закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» – далее Закон о лизинге. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н – далее Методические указания.

Методы оптимизации налога на имущество организаций можно условно разделить на две группы: перемещение имущества в другую компанию (или к предпринимателю), которая не платит налог или вправе не платить его с конкретного имущества. уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете. Чем быстрее уменьшится стоимость имущества, тем меньший налог придется платить.

Переместим имущество

Просто имейте в виду!

Налогом на имущество облагается лишь то имущество, которое у компании в бухгалтерском учете числится в качестве основных средств (ст. 374 НК РФ). Перемещение имущества также поможет владельцу бизнеса защитить активы от налоговых рисков. Ведь чем активнее деятельность основной компании, тем больше вероятность задолжать бюджету крупную сумму налогов и налоговых санкций. И если у компании нет собственных основных средств, на них не может быть обращено взыскание по налоговым долгам. Методы оптимизации, связанные с перемещением имущества из компании в другие структуры, подразумевают наличие холдинговой структуры (явной или скрытой). Ведь они основаны на доверии владельцев передающей компании руководству принимаемой компании. Это минус методов с перемещением. А явный плюс – не уменьшение налога, а полное освобождение от него. Движимое — в другую компанию. К объектам, не облагаемым налогом на имущество, относится все движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств не ранее 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Закон № 202-ФЗ). Эта норма позволяет найти новые способы оптимизации налога на имущество. Допустим, фирма работает на основной системе налогообложения и имеет на балансе движимое имущество – основные средства. Но они приняты на учет уже давно. Чтобы эти активы считались «вновь принятым на учет», необходимо переместить их в другую компанию, подконтрольную фактическому владельцу бизнеса. Важным преимуществом такой схемы является то, что принимающая имущество компания тоже может находиться на общей системе налогообложения.

Просто важно знать!

К недвижимости относятся земельные участки, здания и вообще все, что прочно связано с землей, а также подлежащие государственной регистрации воздушные, морские и речные суда, космические объекты. Все остальное относится к движимому имуществу (ст. 131 ГК РФ). Недвижимость — в фирму на «упрощенке». Если речь идет о недвижимом имуществе, то норма подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не поможет в оптимизации налогообложения. Однако если переместить недвижимость в компанию, применяющую УСН, уплаты налога можно избежать (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Самый простой способ перемещения – прямая купля-продажа. При этом необходимо учитывать, что основные средства, принадлежащие упрощенцу, не могут превышать по стоимости 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Более сложный способ – внесение имущества в уставный капитал. Здесь в отношении компаний на УСН действует ограничение: доля участия других организаций не должна превышать 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Иначе говоря, фактически вносимая в уставный капитал недвижимость должна составлять по стоимости не более одной четверти всего уставного капитала. Сохранить данную пропорцию достаточно сложно, если уставный капитал не достаточно большой. Кроме того, когда у основной компании есть долги, взыскание может быть обращено и на ее долю в другом юридическом лице. Такой угрозы не будет, если совершена прямая купля-продажа. Недвижимость — предпринимателю на «упрощенке» или на патенте. Перемещение недвижимых основных средств предпринимателю, применяющему УСН или патентную систему тоже неплохой вариант. Ведь такой предприниматель в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, освобождается от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (п. 3 ст. 346.11, п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Причем в отличие от предыдущего метода, здесь нет ограничений по стоимости основных средств или по доле участия в уставном капитале.

Любое имущество – к физическому лицу.

Если владелец бизнеса готов платить с имущества налог, но не столь значительный, как у юридических лиц, он может заменить его менее обременительным налогом на имущество физических лиц (НИФЛ). Ставки НИФЛ составляют (ст. 3 Закона № 2003-1): до 0,1 процента — для объектов с инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб.; от 0,1 до 0,3 процента – для объектов от 300 000 до 500 000 руб.; от 0,3 до 2 процентов – для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб.

Понятно, что… …

после того, как основное средство переведено на другое лицо, его можно использовать в дальнейшем по договору аренды или лизинга. Возможны и ситуации, когда передающей компании не требуется использовать этот объект (например, здание сдается в аренду третьим лицам). Переместить имущество к физическому лицу можно путем простой купли-продажи. Этот метод оптимизации пока что удобен, хотя законодатели вынашивают предложения по замене инвентаризационной стоимости имущества для расчета НИФЛ рыночной. Если база для расчета налога сменится, метод может оказаться невыгодным. К тому же, сдача в аренду купленного гражданином объекта недвижимости производственного назначения с большой вероятностью будет признана предпринимательской деятельностью. И если физическое лицо не зарегистрируется в качестве предпринимателя, ему все равно могут вменить уплату с аренды всех тех же налогов, что уплачивают предприниматели. Минимизируем риски. Купля-продажа только на первый взгляд кажется самым безопасным способом.

Во-первых, данная сделка может попасть под налоговый контроль. Так, если принимающая имущество фирма зарегистрирована незадолго до совершения сделки, инспекции усмотрит в этом один из признаков возможной направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в качестве покупателя лучше выбирать фирму (или предпринимателя), уже имеющую определенную налоговую историю.

Во-вторых, как правило, такая купля-продажа осуществляется с минимальной наценкой для минимизации НДС и налога на прибыль. Наличие минимальной маржи дает налоговым органам дополнительный повод для подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды для экономии налога на имущество. Чтоб минимизировать риски и обосновать незначительную цену сделки, имеет смысл провести конкурс. При этом нужно соблюдать требования ГК РФ в отношении конкурсов (торгов), иначе конкурс могут счесть не состоявшимся.

В-третьих, сделки с недвижимым имуществом на сумму более 3 млн. рублей, могут быть проверены Росфинмониторингом (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Если цена сделки меньше, то беспокоиться нечего.

Просто важно знать!

В рамках одного договора лизинга продавец предмета лизинга может одновременно выступать в качестве лизингополучателя (ст. 4 Закона о лизинге). Уменьшаем стоимость имущества С помощью лизинга. Оперативно уменьшить стоимость имущества в бухгалтерском учете можно при помощи метода возвратного лизинга. Суть его в том, что компания продает имущество подконтрольной ей лизинговой фирме, а затем берет его в аренду. Имущество может учитываться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. В зависимости от этого тот или другой должны будут платить налог на имущество организаций. А вот амортизировать предмет лизинга в бухгалтерском учете можно ускоренно (ст. 31 Закона о лизинге).

Просто не упустите! Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды подлежит обязательному контролю Росфинмониторинга при сумме операции от 600 000 рублей (или эквиваленту в иностранной валюте) (подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Правда, одновременное применение линейного способа начисления амортизации и коэффициента ускорения вызывает споры. Официальная позиция заключается в том, что в бухучете при амортизации предмета лизинга можно применять коэффициент ускорения не выше 3, только если амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка (например, письмо Минфина России от 03.03.05 № 03-06-01-04/125). При этом финансовое ведомство ссылается на п. 19 ПБУ 6/01, а также п. 54 Методических указаний. Так же считают и некоторые арбитражные суды. К сожалению, с официальной позицией фактически согласился и Президиум ВАС РФ (постановление от 05.07.2011 № 2346/11 по делу № А53-7759/2010). Сам способ уменьшаемого остатка гораздо сложнее линейного, поэтому компании часто отказываются от лизинга при оптимизации налога на имущество. Однако существует и другая позиция, и ее тоже поддерживают арбитражные суды (например, постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2009 № Ф09-1874/09-С3). Статья 31 Закона о лизинге не содержит требования о начислении амортизации в бухучете именно способом уменьшаемого остатка. Поэтому небольшой шанс отстоять в суде право на ускоренную амортизацию при любом способе начисления амортизации все же есть. За счет способа начисления амортизации. Их существует четыре, разберемся, какой из способов выгоднее. Допустим, первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 300 000 руб. и срок полезного использования для него установлен 5 лет.

При линейном способе в первую очередь, исходя из срока полезного использования, определяется норма амортизации: 100% / 5 лет = 20%. Годовая сумма амортизационных отчислений по объекту определяется умножением первоначальной стоимости (или восстановительной – в случае проведения переоценки) на норму амортизации: 300 000 руб. х 20% = 60 000 руб. Ежемесячная сумма амортизации будет одинаковой и составит 5000 руб.

Способ уменьшаемого остатка обычно выбирают, когда эффективность использования объекта основных средств с каждым последующим годом уменьшается. Норма амортизации исчисляется исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного компанией. В нашем примере при коэффициенте 1 норма будет – 20%, а при коэффициенте 2 – 40% соответственно.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации. Проведем расчет годовой суммы амортизации для нормы 20% (коэффициент = 1):

В первый год эксплуатации: 60 000 руб. = 300 000 х 20% = 60 000; Во второй год: 48 000 руб. = 240 000 х 20%, где 240 000 = 300 000 – 60 000 – остаточная стоимость на конец первого года; В третий год: 38 400 руб. = 192 000 х 20%, где 192 000 = 240 000 – 48 000 – остаточная стоимость на конец второго года; В четвертый год: 30 720 руб. = 153 600 х 20%, где 153 600 = 192 000 – 38 400 – остаточная стоимость на конец третьего года; В течение пятого года нужно списать линейным способом оставшуюся сумму 122 880 руб. (153 600 – 30 720).

При способе списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма числа лет срока. В нашем примере сумма числа лет полезного использования составит 15 (1 год + 2 года + 3 года + 4 года + 5 лет).

В первый год эксплуатации годовое соотношение будет 5/15, сумма начисленной амортизации – 100 000 руб. (300 000 х 5/15).

Во второй год: годовое соотношение – 4/15, сумма амортизации – 80 000 руб. (300 000 х 4/15).

В третий год: годовое соотношение –3/15, сумма амортизации – 60 000 руб. (300 000 х 3/15).

В четвертый год: годовое соотношение – 2/15, сумма амортизации – 40 000 руб. (300 000 х 2/15).

В пятый год: годовое соотношение – 1/15, сумма амортизации 20 000 руб. (300 000 х 1/15).

Просто имейте в виду! В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01). Исключение – способ списания пропорционально объему продукции. Составим таблицу для сравнения остаточной стоимости объекта на конец каждого года срока полезного использования, рассчитанной тремя способами.

Способ уменьшаемого остатка берем для сравнения с двумя повышающими коэффициентами: 1 и 2.

Для большинства компаний более выгодны способ по сумме числа лет срока полезного использования и способ уменьшаемого остатка с коэффициентом 2.

Сравнение остаточной стоимости на конец каждого года использования объекта при применении трех методов начисления амортизации. При способе списания стоимости основного средства пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации производится следующим образом. Сперва оценивается натуральный показатель предполагаемого объема продукции (работ), который может быть произведен при помощи объекта основных средств за весь срок его полезного использования. Далее рассчитывается постоянное соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств к этому предполагаемому объему. Ежемесячная сумма амортизации определяется умножением постоянного соотношения на натуральный показатель фактического объема продукции (работ) в отчетном месяце. Последний способ требует серьезных аналитических расчетов, поэтому используется редко. Однако в ситуации, когда самое интенсивное использование нового объекта основных средств приходится на первые год-два срока полезного использования, именно этот способ оказывается особенно выгодным.

Прочитать статью на аналогичную тему:

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Или посетить наши мероприятия по налоговому планированию:

Круглый стол по налоговому планированию

Яндекс.Метрика