30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

Выездные налоговые проверки: что надо знать налогоплательщику_часть 2

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

«Справочник экономиста», № 4 2013 г., часть 2 (часть 1 этой статьи)

Истребование материалов у контрагента

Налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы или информацию при проведении проверки. Однако, следует учитывать, что документы и информация могут быть истребованы и в других случаях. Например, уже при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Документы и информация могут быть истребованы не только у самого налогоплательщика, но и у его контрагентов. При этом часто налоговики превышают пределы своих полномочий и требуют от контрагента предоставления информации в гораздо большем объеме, чем это действительно необходимо. Если к вам пришел запрос относительно вашего партнера, учитывайте, что: — документы, которые требуют налоговики должны касаться только вашего контрагента, в отношении которого проводится проверка (см. определение ВАС РФ от 16.12.2010 г. № ВАС-16440/10). Иногда налоговики превышают свои полномочия. Например, вы перепродавали товар вашему проверяемому контрагенту. От вас просят документы не только о сделке с вами, но и о сделке с первоначальным поставщиком. Комментарий автора от 2016 года: стоит учитывать, что в настоящее время полномочия налоговых органов по истребованию информации у налогоплательщика несколько расширены по сравнению с 2013 г. — внутренние и кадровые документы проверяющие запрашивать не должны (постановление ФАС Поволжского окрега от 15.01.2009 г. № А 12-10258/2008). — из требования должно быть ясно, какая сделка проверяется и для чего контролерам понадобились документы (определение ВАС РФ от 11.04.2011 г. № ВАС -3310/11) Привлечение эксперта, специалиста, понятых и других лиц для участия в налоговой проверке Для участия в проведенИи выездной налоговой проверки может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны:

 основание для назначения экспертизы,

 фамилия эксперта;

 наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;

 вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Если каких-либо их этих сведений в постановлении о проведении экспертизы не будет – впоследствии вы сможете сослаться на этот факт в суде, например, для исключения заключения эксперта из числа допустимых доказательств. Также, если вы будете обжаловать решение налоговиков, вы сможете сослаться на указанное обстоятельство (несоответствие постановления требованиям НК РФ) и оспорить его на этом основании. Учтите что, эксперт вправе не только знакомиться с материалами проверки, но и может заявить ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов. Налоговики обязаны ознакомить вас с постановлением о проведении экспертизы и разъяснить ваши права в отношении экспертизы. О том, что права были разъяснены налогоплательщику составляется протокол.

Права налогоплательщика:

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

 заявить отвод эксперту;

 просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

 представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

 присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

 знакомиться с заключением эксперта.   В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение должны быть предъявлены налогоплетельщику. После этого налогоплательщик вправе предоставить свои свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена другая экспертиза и поручена тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Иногда при налоговой проверке привлекается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля. В необходимых случаях для участия для проверки может быть привлечен переводчик, в том числе сурдопереводчик. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в ряде случаев могут вызываться понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица и ими ни в коем случае не могут быть должностные лица налоговых органов.   Требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля Для налогоплательщика важно знать требования к протоколу. Так как в случае судебного разбирательства, если протокол не будет соответствовать требованиям, заявленным в Налоговом кодексе, он может попросить исключить его из числа необходимых доказательств при вынесении решения по результатам проверки. Если же решение будет вынесено налоговиками с учетом «дефектного» протокола в нарушение требований НК РФ – впоследствии такое решение будет проще обжаловать в вышестоящий налоговый орган и суд.

В протоколе обязательно должно быть указано:

• его наименование;

• место и дата производства конкретного действия;

• время начала и окончания действия;

• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

• содержание действия, последовательность его проведения;

• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

С протоколом должны быть ознакомлены все лица, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Оформление результатов налоговой проверки По окончании выездной налоговой проверки должна быть составлена справка. В в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке налоговики должны составить акт налоговой проверки. Если проводилась выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков акт должен быть составлен в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Акт налоговой проверки подписывается представителя налоговой, проводившими проверку, и самим налогоплательщиком. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. В акте налоговой проверки указываются:  дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;  полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков).

В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

 фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

 дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

 дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

 перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

 период, за который проведена проверка;

 наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

 даты начала и окончания налоговой проверки;

 адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

 сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

 документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

 выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен налогоплательщику под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение 15 дней со дня получения акта он вправе представить в налоговую письменные возражения по указанному акту. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Затем акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также возражения налогоплательщика должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. Налогоплательщика должны известить о рассмотрении материалов налоговой проверки. Если вас не известили об этом – это является грубейшим нарушением. И только на этом основании впоследствии решение может быть оспорено. Однако если в последствии вы будете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и вас не известят о времени и месте рассмотрения жалобы, это не будет являться нарушением, которое бы позволило бы оспорить решение по жалобе в суде (см Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10). Налоговый кодекс не содержит требования об оповещении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения его жалобы. Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, предварительно ознакомившись с материалами дела. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы. Если налогоплательщик не явился на рассмотрение материалов налоговой проверки, то это не является препятствием для вынесения решения. Обратите внимание на то, что если вы своевременно не представили возражения на акт налоговой проверки, это не лишает вас права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. В процессе рассмотрения материалов налоговики не имеют права использовать документы, полученные с нарушением норм НК РФ. Если их решение будет основано на таких документах – это облегчит процесс оспаривания. Исключение составляет случай, когда при получении документов были нарушены сроки получения или составления документов, установленных в НК РФ. Документы, полученные с нарушением сроков, являются допустимыми доказательствами.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить следующие факты:

 допустил ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;

 образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

 имеются ли основания для привлечения налогоплательщик к ответственности за совершение налогового правонарушения;

 выявляет обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение:

 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

 или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности излагаются обстоятельства налогового правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства. Кроме того, в решении должны быть указаны доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Также в данном документе описываются меры ответственности, применяемые к налогоплательщику, со ссылкой на соответствующие статьи НК РФ; указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Если решение содержит отказ в в привлечении к ответственности за совершение налогового, в нем должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней. Обратите внимание на то, что решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу не сразу же, а по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. А если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков – то решение вступает в силу по истечении 20 дней со дня вручения решения ответственному участнику этой группы. Само же решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае есди налогоплательщик подаст апелляционную жалобу на решение налоговиков, то решение вступит в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.   Налогоплательщик, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает налогоплательщика права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части. После вынесения решения по результатам проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять обеспечительные меры, направленные на сохранность имущества налогоплательщика, за счет которого предполагается взыскание недоимки по налогам, о чем выносится решение.

Обеспечительными мерами могут быть:

 запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

 приостановление операций по счетам в банке.

Обратите внимание на то, что приостановление операций по счетам в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения, вынесенного о результатам проверки. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

Если эти меры для вас неприемлемы, вы можете обратиться в налоговую с просьбой заменить их на:

 банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм налогоплательщиком;

 залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;

 

 поручительство третьего лица. Если речь идет о том, что вы предоставляете банковскую гарантию – налоговый орган не вправе отказать вам в замене на нее выбранной им ранее обеспечительной меры. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Порядок обжалования решения налогового органа Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения обжалуется в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке (если решение не вступило в силу) или в кассационном порядке (если решение вступило в силу). В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения может быть обжаловано в суд только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В противном случае вам откажут в приеме искового заявления.

Посетить семинар по налоговому контролю и налоговым проверкам с ведущим-автором данной статьи

Яндекс.Метрика