30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОТЕРЬ ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДАХ

 

 

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании

NIKA, RISK PLAN

Справочник экономиста № 1 2017

Совет 1: Заключайте официальные договоры с вашей компанией на оказание транспортных услуг

Ситуация 1.

Однажды нас попросил помочь в оптимизации налогообложения клиент, который был отнесен к категории крупнейших налогоплательщиков. В процессе разговора выяснилось, что оплату перевозок груза клиентам руководитель организации оплачивает наличными из собственных денег. Интересуемся, почему он так поступает (ведь эти затраты можно включить в расход в целях исчисления налога на прибыль, если будет заключен договор перевозки с юридическим лицом). Выясняется, что компании просто лень заниматься поиском одной-двух транспортных компаний, которые будут для них периодически осуществлять перевозки, согласовывать условия договора и пр. Ведь затраты на перевозки (как кажется владельцу бизнеса) не очень высокие (часть товара клиенты везут самостоятельно). Часть покупателей товар везут самостоятельно; если же перевозка товара перекладывается на продавца – то (по словам владельца бизнеса) проще, легче и быстрее договориться с первым попавшимся частником о разовой услуге. Между тем, как показали дальнейшие подсчеты, сумма расходов, которые нес руководитель организации на транспорт составляла около 7-8% от всех расходов организации. Чтобы их не лишиться в целях исчисления налога на прибыль – необходимо было только потратить немного времени на поиск оптимальной компании-перевозчика и согласовать с ней рамочный договор об организации перевозок.

Совет 2. Не занимайтесь псевдооптимизацией налогообложения

Ситуация 2. Очень много лет назад один крупный журнал попросил написать меня статью об оптимизации налогообложения транспортных расходов путем их включения в косвенные. Суть материала состояла в следующем. Налогоплательщику выгодно иметь большое количество расходов, которые квалифицируются как косвенные. Ведь их можно (в отличие от прямых расходов или расходов, вошедших в себестоимость товара) списать в налоговом учете сразу же. Транспортные расходы являются косвенными, если связаны с доставкой покупателя и не являются таковыми, если связаны с доставкой товара до склада продавца. Но бывают достаточно спорные ситуации, когда сложно определить – какая часть транспортных затрат приходится на доставку товара до собственного склада, а какая – до покупателя; иногда сложно понять, является ли то или иное действие доставкой до покупателя или до своего склада (пример: нефтепродукты с нефтебазы перевозятся на хранение АЗС). Статья скорее представляла собой обзор практики по спорным интересным ситуациям. Однако вскоре ее сжатый пересказ в упрощенном виде оказался включенным в кучу книг о том, как оптимизировать налоги и налогоплательщики, взяв на вооружение данный совет, стали за уши притягивать расходы, которые однозначно являются расходами до собственного склада к категории косвенных. В результате: претензии налоговых, доначисления и штрафы по результатам проверок и часто понимание, что и судиться по данному поводу в их ситуации бесперспективно. Недавно мы разговаривали с клиентом, который воспользовался подобным книжным советом, о чем очень пожалел.

На самом деле, прежде чем принимать такие советы на вооружение, необходимо учитывать следующее. Все способы оптимизации налогообложения условно делятся на агрессивные (дают экономию, которая определяется конкретными суммами) и неагрессивную (которые позволяют отложить уплату налога на более позднее время, быстрее списать расходы в налоговом учете и пр., но как таковой конкретной суммы налоговой экономии не дают). К последним относится выбор способа амортизации имущества; способы экономии НДС с авансов; классификация расходов на прямые или косвенные. При их применении решается вопрос не какую сумму можно сэкономить, а когда именно государству ее отдать (завтра, послезавтра или через два месяца). Но отдать ее все равно придется. А вот если окажется, что неагрессивный способ оптимизации налогов применялся неправомерно – то пени с доначислений и пр. – будут вполне реальными суммами, которые вам придется заплатить за желание просто заплатить налог несколько позже. Поэтому если речь идет о спорной, пограничной ситуации, где благодаря знаниям вашего юриста вы сможете оформить документы так, что транспортные расходы – можно будет квалифицировать как доставка до покупателя – то такой оптимизацией заниматься стоить; если же ваша ситуация однозначная и ваши расходы – это расходы до собственного склада – то заниматься псевдооптимизацией и пытаться их искусственно сделать косвенными -не нужно, ибо вместо налоговой экономии вы получите налоговые потери.

Совет 3. При выплате компенсации за использование личного автотранспорта в работе не попадите в налоговые ловушки.

В соответствии со с. 188 ТК РФ работодатель обязан выплачивать компенсацию работнику за использование личного имущества в работе. По общему правилу такие выплаты (и компенсация расходов за личный транспорт) освобождаются от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Однако, если не учитывать ряд нюансов вместо налоговой экономии можно получить налоговые потери. На одном моем семинаре по заработной плате сидела главбух, которая только на нем поняла, что словосочетание «компенсация за использование личного имущества работника» означает, что речь идет о выплате компенсации работнику за использование имущества, находящегося у него на праве собственности (то есть речь идет об имуществе самого работника или об имуществе его супруга (супруги), совместно нажитом в браке). Имущество, которое по доверенности передали работнику иные лица никак его собственностью не является, компенсацию за использование такого имущества согласно ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивать не обязан и налоговые льготы относительно таких выплат не распространяются. «Да вы что! – сказала бухгалтер. А мы половине предприятия выплачиваем с начала года компенсацию за использование автотранспорта, которым они управляют на основании доверенности и пользуемся налоговыми льготами». Естественно, в такой ситуации доначислений и штрафов вряд ли удастся избежать. Во-вторых, компенсации за использование личного автотранспорта есть нормируемые и ненормируемые. Не нормируются компенсации за использование грузового автотранспорта, нормируются компенсации за использование легкового транспорта и если последняя будет выше, чем предусмотрено нормами, — сумму превышения придется отнести на прибыль в целях исчисления соответствующего налога. И де-факто, это тоже будет являться вашими налоговыми потерями. В-третьих, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо оформить целый ряд документов, путевые листы, приказ о выплате компенсации, лучше, если в трудовом договоре с сотрудником будет указано, что его работа носит разъездной характер и т.д. В противном случае к вам так же могут предъявить претензии налоговые органы.

Совет 4. Подумайте, прежде чем заключать договор аренды транспорта со своим сотрудником.

Многие считают, что заключить договор аренды транспорта со своим сотрудником проще, легче и дешевле. На самом деле такая деятельность несет в себе риски, ведь, во-первых, фактически ваш работник занимается в данном случае незаконной предпринимательской деятельностью (деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли без регистрации в качестве субъекта предпринимательства), за что в законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность. Во-вторых, налоговики могут счесть, что в данном случае ваш работник – ИП на ОСНо и доначислить ему НДС. Похожие случаи в судебной практике (когда физическому лицу, получающему арендную плату доначислялись налоги, помимо НДФЛ см. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-246).

Более подробно о рисках заключения договора аренды транспорта с сотрудником в материале:

ДОНАЧИСЛЕНИЕ НДС В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ 

Яндекс.Метрика