КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN «Справочник экономиста» № 3 2015

В 2014-2015 г.г. произошли глобальные последовательные изменения, касающиеся контроля за налогоплательщиком.

Плюсы для налогоплательщика: налогоплательщика избавили от необходимости выполнения ряда формальных, бюрократизированных процедур: подачи уведомления об открытии счета в налоговую и фонды; необходимости вести журнал учета счетов-фактур (за некоторыми исключениями) и т.д.), ИП, зарегистрированные впервые, применяющие УСН или патент и занимающиеся определенными видами деятельности, могут применять теперь ставку единого налога 0 %.

Минусы для налогоплательщика:   многие новеллы были направлены на закрытие лазеек, которые налогоплательщик использовал, чтобы уйти от налогов, сделать более эффективным контроль за ним. Для этого были приняты так называемые «закон о деофшоризации», «закон о налоговом маневре» и др. законы. Изменения, касающиеся камеральных проверок – являются значительной частью вышеозначенной налоговой политики.

В данной статье ее автор остановится на основных изменениях, касающихся камеральных проверок в 2014 г.-2015 г. Условно, на практике выделяют два вида камеральных проверок: обычную и связанную с возмещением НДС.

Итак, какие же основные изменения произошли?

Изменение 1.

Был введен обязательный досудебный порядок оспаривания решений налоговиков, в т.ч. по камеральным проверкам с 1.01.14 г. Не каждая камеральная проверка сопровождается вынесением решения. Оно может быть вынесено, например, если выявлено нарушение или если налогоплательщик просит возместить НДС. Но если решение вынесено, то теперь вначале его необходимо оспорить в налоговой инспекции и лишь затем обращаться в суд.

Напомним, что оспорить решение, вынесенное по результатам камеральной проверки можно

1) по существу;

2.) доказать, что не был соблюден порядок вынесения решения.

Однако при ссылке на второе обстоятельство есть определенные нюансы.

Приведем конкретный пример, когда решение необходимо оспаривать по существу.

Пример

Компания образовалась недавно и реализовать свою продукцию ей еще не удалось, а вот работы, услуги, товары с входящим НДС она уже закупить успела. За возмещением НДС фирма обращается к налоговикам, однако те в возмещении отказывают, советуя показать хотя бы минимальную реализацию с НДС.   А вот если нарушены, например, сроки проведения проверки – налогоплательщик будет в жалобе ссылаться на нарушение проведения ее процедуры. Однако здесь все не так просто. Однако не факт, что суд сочтет это нарушение существенным.  

Изменение 2.

С 2015 г. в НК РФ появляется термин «налоговый мониторинг». Камеральные налоговые проверки в отношении лиц, подлежащих налоговому мониторингу, не проводятся. Из этого правила есть всего четыре исключения. Налогоплательщик сам может сравнить: что для него удобнее – подвергаться процедуре налогового мониторинга и быть освобожденным от налоговых проверок или оставаться под традиционными методами контроля. Однако право такого выбора представляется только достаточно крупным налогоплательщикам, ибо они должны соответствовать ряду требований.

Изменение 3. В НК появилось новое понятие «камеральная проверка в отношении контролирующих лиц» В 2015 г. ст. 88 НК РФ появляются и изменения, связанные с так называемым законом о деофшоризации. Напомним, что согласно ему, если офшор находится под контролем резидента РФ, то такая оффшорная компания является контролируемой, а само лицо контролирующим. Контролирующие лица должны будут предоставлять декларацию по контролируемому лицу в налоговую инспекцию.

Изменение 4 В 2014-2015 г. был изменен перечень случаев, когда при проведении камеральной налоговой проверки налоговики могут требовать пояснений у налогоплательщика. К ним относятся случаи выявления ошибки в декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах; выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. При проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Изменение 5. Сравнение с данными контрагента стало проще. С 2014 г. декларации по НДС сдаются в электронном виде (из этого правила есть исключения). Кроме того, в 2015 г. в налоговую декларацию по НДС включаются данные из книги-покупок и продаж, что заметно облегчило работу налоговиков. Раньше очень часто налогоплательщик при покупке товаров (работ, услуг) принимал к вычету НДС, который фактически не был начислен его контрагентом в бюджет. Есть обширная судебная практика по подобным случаям. Как правило, суды исходили из следующего. Если НДС по сделке не заплатило взаимозависимое лицо, то контрагент не может не знать, что принимает к вычету не начисленного НДС. Так, известен случай, когда одна компания продавала здание другой, при этом покупатель принял к вычету НДС, не уплаченный продавцом в бюджет. Суд решил, что т.к. лица взаимозависимые, то одно лицо не могло не знать о недобросовестности другого. В остальных же случаях все зависело от многих индивидуальных факторов: можно собрать достаточно обширный пакет документов и проиграть в суде и, наоборот, выиграть, убедившись лишь в наличии данных о контрагенте в ЕГРЮЛ выиграть. Суды учитывали различные факторы. Например, смог ли налоговый орган доказать, что сделка фиктивна или нет. Например, известен случай, когда налоговики доказали, что расходы и вычет по НДС не обоснованы, так как работы, были выполнены не подрядчиком, а самим заказчиком (это следовало из перечня лиц, которые допускались на территорию стройки). Теперь налоговики сразу видят при проверке налоговых деклараций не начисленный НДС по сделке. В Налоговом кодексе теперь прямо регламентирована ситуация, касающаяся «сверки» деклараций по НДС двух налогоплательщиков. В частности, там сказано, что при выявлении противоречий в декларации по НДС самого налогоплательщика или декларациях двух разных налогоплательщиков; или противоречий между декларацией одного налогоплательщика и журналом учета полученных и выставленных счетов фактур другого налогоплательщика, налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Итак, сравнив декларации по НДС, а точнее книги покупок, де-факто входящие в них, двух налогоплательщиков, можно увидеть, кто по сделке принял к вычету фактически не начисленный НДС. Кроме того, данные налоговой декларации по НДС проще сопоставить с данными, содержащимися в журнале учета счетов-фактур, предоставленных другим налогоплательщиком. (Напомним, что ряд лиц должны продолжать вести журналы учета счетов-фактур (посредники, экспедиторы и застройщики), и часть лиц должны журналы учета счетов-фактур в электронном виде предоставлять в инспекцию (лица, не являющиеся плательщиками НДС или освобожденные от уплаты НДС) (см. п.5.2 ст.174 НК РФ).

К чему привели на практике эти изменения? Во-первых, работать напрямую с фирмами однодневками стало невозможно. Да и взаимодействовать с ними через «прокладки» проблематично, хотя многие поставщики подобных услуг уверяют в безопасности таких операций, используя все средства убеждения, лишь бы подобную услугу купилиJ Но, если о том, что выявлены какие-то ваши махинации вам не сказали после камералки – это еще не значит, что завтра к вам не приедут с выездной налоговой проверкой, дабы размотать длинный клубок… т.е. разобраться в длинной, имеющей ряд промежуточных элементов схеме. Анализируя практику нашей работы за последний год я могу сказать, что многим лицам, которые впоследствии обращались к нам за помощью, и которые до этого оптимизировали налоги «традиционными методами с длинным хвостом» по результатам камеральных проверок претензий не высказывалось (там все состыковалось). Однако через некоторое время на их пороге появлялись проверяющие вместо с представителями из органов внутренних дел и объясняли, что прекрасно понимают, откуда начинается хвост и самое главное, могут это доказать. Поэтому если вы все-еще используете черно-белые схемы, надо подумать об замене их на другую альтернативу.   Бывают другие ситуации, когда ваш контрагент – добросовестный налогоплательщик, выставил вам счет-фактуру, вы в своей декларации принятый к вычету НДС отразили, а он «забыл» (в общем-то часто из-за большого объема бухгалтеров на больших предприятиях). О его «забывчивости» вам сообщит налоговая инспекция. В таком случае вам необходимо связаться с контрагентом, напомнить об обязательствах и попросить подать уточненные сведения в налоговую.

Изменение 6. При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговики вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

Посетить семинар, в котором рассказывается об изменениях, связанных с контролем за налогоплательщиком в 2017 г.:

Программа «Обзор изменений лета-осени 2017 г. (контроль за налогоплательщиком)»

Яндекс.Метрика