НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ИТОГИ ГОДА

Интервью, данное Русской школе управления генеральным директором компании NIKA RISK PLAN, Юлией Хачатурян 

Какие основные изменения произошли в налоговом законодательстве в 2015 году?

Во-первых, вступил в силу так называемый закон о деофшоризации. Во-вторых, полностью изменилась процедура проведения камеральных налоговых проверок НДС и теперь налоговые органы видят так называемые разрывы, когда ваш контрагент не начислил НДС по сделке, а вы приняли его к вычету. Поэтому схемы с «нарисованным» НДС уходят в прошлое. И даже если ваше юридическое лицо и фирму-воришку разделяет ряд прокладок – все равно легко понять, что вся эта цепочка единая структура (о чем, кстати, налоговые органы зачастую налогоплательщику при выездной проверке и говорят).

Какие тренды в связи с этим в оптимизации налогового бремени были наиболее актуальны в 2015 году?

Насколько я знаю, основных тактик действия в этой ситуации было три: Первая: перейти на полную уплату НДС. Вторая: начать работать на безэндеэсном режиме. Такая тактика может таить в себе большие риски. Налоговые органы видели одно юридическое лицо на основной системе налогообложения, и вдруг(!!!) вместо него появляется 5 на УСН. Вы правда думаете, что налоговики ничего не поймут? Ощущение такое, что взрослые люди ведут себя, как дети и надеются, что учитель не заметит шпаргалку. Третья тактика: продолжить «рисовать» НДС (как правило, не непосредственного контрагента, а того, от которого компанию разделяет ряд буферов). И, к сожалению, в последнем случае, что так жить нельзя до налогоплательщика доходит только, когда к нему приезжает выездная налоговая проверка и налоговики объясняют, что именно ему грозит. Почему-то и многие наши клиенты звонят нам и вспоминают о белой оптимизации только тогда, когда над ними нависла реальная угроза привлечения к уголовной ответственности, вместо того, чтобы позаботиться о своей безопасности заблаговременно.

Смогло ли руководство компаний адаптироваться к этим изменениям?

Если говорить про психологическую адаптацию людей этого бизнеса, на плечи которых легла задача по поиску решений по выходу из данной ситуации (руководителей компаний, главбухов) – то все индивидуально. Мне кажется, что есть те, кто до сих пор не осознал сути изменений. Приведу конкретный пример. Недавно в перерыве на моем семинаре ко мне подошла молодой главбух одной из московских организаций. У них шла выездная налоговая проверка. Как минимум, им грозили огромные доначисления, денег для возврата в бюджет не было, у компании и без того были огромные убытки. Я придерживаюсь правила, согласно которому на семинаре нельзя советовать индивидуальные решения оптимизации для слушателя (индивидуально на нем может быть только дана оценка рисков его системы работы или схемы, которую он собрался применять). Нормальная продолжительность работы над проектом по оптимизации наших клиентов — не менее двух недель с тщательной проверкой возможных вариантов. Но так как история плачевная, начинаю подсказывать направления для их возможной оптимизации, которые дальше, естественно, надо скрупулезно проработать, чтобы обеспечить оптимальную налоговую нагрузку и перестать в черную минимизировать НДС, налог на прибыль, зарплатные налоги и взносы. И понимаю, что зря нарушила свое правило. В ответ: «это сложно, затратно, надо штудировать правовую базу, перестраивать все». В общем, смысл слов: «А нет ли вас волшебной палочки, чтобы можно было просто взмахнуть и не платить налогов, как раньше? Нет? Вот я так и знала! Тогда сплошное разочарование…».

Правда ли, что НДС не поддается оптимизации в силу природы этого налога?

Нет, не правда. Но для меня как для оптимизатора оптимизация НДС делится на несколько групп (оптимизация оборотного НДС, таможенного НДС, НДС в крупных сделках, текущего НДС). И если оптимизировать налогообложение в первых трех вариантах, задача средней сложности, то в четвертом – она мега–сложная. Во многих случаях текущий НДС уменьшить можно, оставаясь на ОСНО, но при этом надо понимать, что чем больше вы уменьшите НДС, тем меньше сможет принять к вычету ваш контрагент. Иначе говоря, как выразился один наш клиент, действует принцип сообщающихся сосудов. И лишь в крайне редких случаях удается сделать почти невероятное – сохранить ОСНО, полный вычет для контрагента и при этом оптимизировать налог на добавленную стоимость.

Были ли какие-то громкие, интересные прецеденты по теме уходов от налогов?

Наиболее интересные прецеденты за прошедший год описаны в обзоре от 30.06.2015 судебных актов, вынесенных Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения в 2015 году (письмо ФНС РФ от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@). Если вас волнует эта тема – с ним стоит ознакомиться. Мне лично в этом обзоре самым забавным показалось дело, когда компания доказывала, что она обоснованно слетела с УСН и попала на общую систему налогообложения; а налоговики доказывали обратное, чтобы отказать в возмещении НДС.

Посетить мероприятия Юлии Хачатурян, генерального директора компании NIKA, RIKS PLAN по налоговому планированию: 

Мастер-классы_Налоговое планирование

Или прочитать другую статью о налоговом планировании:

ВЫДЕЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА: ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ЭФФЕКТА

Яндекс.Метрика