30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

Законодательство в последнее время меняется с катастрофической скоростью: продление режима налогообложения в виде ЕНВД; перенесение норм законодательства о страховых взносов в Налоговый кодекс, распространение общих принципов администрирования налогов на страховые взносы и т.д., и т.п. Эти последние новости, безусловно, актуальны для главбухов, но они не смогли сравниться с новостью 2015 года об изменении в порядке проведения камеральных налоговых проверок. До сих пор я встречаю в сети рекламу услуг по обналичиванию. Что это небезопасно, даже если обналичивание происходит с помощью цепочки компаний, многие владельцы бизнеса понимают зачастую только, когда на пороге их компании появляются налоговики вместе с сотрудниками правоохранительных органов. К нам на семинары часто приходят владельцы бизнеса, которые удивляются, что есть белые способы оптимизации налогообложения. Однако на своих семинарах мы вначале рассказываем о налоговых рисках и минимизации рисков налогового планирования; о нюансах и сложностях применения того или иного метода. Самостоятельные попытки минимизации налогов с помощью узнанных (прочитанных в книгах) способов оптимизации налогообложения приводят зачастую к наличию высоких рисков.

Приведем пример из своей практики.

Пример

Налогоплательщик на ОСНО (1) (виды деятельности: производство и оптовая торговля), чтобы минимизировать налоги, решил заменить обналичивание следующим образом в 2015 г.: открыть фирму на УСН (2) (вид деятельности: предпродажная подготовка продукции).

Компания 1 должна была по договору оплачивать компании 2 предпродажную подготовку товара. С просьбой оценить данную схему с точки зрения наличия налоговых рисков клиент обратился к нам. По моему мнению, она имела много недостатков. Во-первых, оплата за услуги компании 2 были явно многократно завышены. Существует определенный диапазон рыночных цен на ту или иную услугу. Каждая услуга или работа имеет определенный диапазон рыночных цен. И оказывается в необходимом заказчику (реальном!) объеме. При налоговом планировании важно посмотреть, какова цена услуги и умножить ее на объем продаж услуги.

Примеров, когда налоговики выигрывали суд, доказывая, что расходы раздуты и фиктивны – не редкость: налоговики перемножили между собой грузоподъемность автомашин на количество перевозок и выяснили, что работы в заявленном в расходном договоре объеме не были выполнены, а значит, и стоимость работ существенно завышена. (см. Обзор судебной практики ВВС округа от 15.04.11 г. № 5.)

Вариант клиента в плане необоснованности затрат был аналогичен описанному. Чтобы указать высокую цену расходного договора, надо было или написать в контракте огромный объем услуг или слишком дорогую цену за услугу. Настораживало и то, что фирма 2 оказывала услуги только компании на ОСНО. Других заказчиков у нее не было. Как показывает последняя судебная практика – сейчас это является одним из ключевых признаков получения необоснованной налоговой выгоды. Мы предложили клиенту отказаться от этого варианта и вместо него открыть производственную фирму на УСН. Компания на ОСНо должна была продолжать заниматься оптовыми продажами. Это давало экономию на страховых взносах сотрудников производства (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.09 г. N212). Расходы по налогу на прибыль в данном случае были обоснованны (оптовая компания на ОСНо закупала продукцию у производственной компании по реальной рыночной цене). Для того, чтобы минимизировать риски, фирма УСН нашла еще несколько покупателей своей продукции. Чтобы не потерять входящий НДС по материалам, на которых работало производство (и который фирма на УСН не смогла бы принять к вычету) было предложено построить отношения по давальческому варианту, когда материалы для производства закупала фирма на ОСНо.

Ознакомиться с другими материалами по налоговому планированию:

ВЫДЕЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА: ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ЭФФЕКТА

Или посетить наши мероприятия:

Круглый стол по налоговому планированию

Яндекс.Метрика