О ЗАКОНЕ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Юлия Хачатурян,

генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

Недавно в одной юридической группе на Фейсбуке увидела пост: «Уважаемые коллеги! Наш клиент не может платить своим сотрудникам большую зарплату (фирма только открылась), какую минимальную заработную плату он должен установить и в каких нормативно-правовых актах это написано?» — на аватарке спрашивающей была изображена барышня с важным выражением лица, явно гордящаяся тем, что она юрист. Ответ: «Платите, сколько хотите! Первые три года вас все равно проверять не будут!» Аккуратно интересуюсь у ответившего: «А почему вы считаете, что три года у них не будет налоговых проверок?». Тут уж в диалог вступает автор поста, явно гордая тем, что, как она думает, догадалась, какой ответ правильный:

«Закон об освобождении малого бизнеса от проверок!».

«А почему вы считаете, что он распространяется и на случаи проведения налоговых проверок?» — задаю я уже следующий вопрос. Повисает длинная пауза. Через час становится ясно, что ответа я на него не получу, ибо оба юриста похоже его не знают и найти, увы, не могут. (Хотя что-то мне подсказывает, что автор поста старательно шуршит нормативно-правовыми актами, ведь ей надо продать свой ответ на вопрос клиенту). «Посмотрите закон 294-ФЗ»- все-таки надо ей подсказать, иначе клиент этой барышни так и останется в неведении…. «При чем здесь закон об антимонопольной деятельности?» — появляется ее вопрос на ветке. В общем, похоже юристу надо все разъяснить, ибо в цифрах она тоже путается. «Закон 26.12.08 г. N 294-ФЗ – это ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. В него были внесены поправки другим Федеральным законом от 13.07.15 N 246-ФЗ), который вы условно назвали законом об освобождении малого бизнеса от проверок.

Действительно в ст. 26.1 данного закона написано, что с 1.01.16 г. по 31.12.18 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (за некоторыми исключениями). Но только в п. 4 п.3.1 ст.1 данного закона прямо указано, что он не распространяется на случаи проведения налогового контроля. Поэтому плановая налоговая проверка может быть проведена у вашего клиента. Конечно, случаи, чтобы с налоговой проверкой приехали в недавно открывшееся предприятие – редкость, но и такое бывает. Да и на зарплатную комиссию налоговики могут вызвать, если заработная плата слишком низкая. «Точно, я номера законов перепутала. Спасибо.», — говорит барышня-юрист и исчезает с ветки.

А я вот думаю о том, что, сталкиваясь с такими ситуациями, становится понятно, почему к нам, юристам, иногда предвзято относятся. Неужели нельзя открыть вначале Трудовой кодекс и выяснить, что заработная плата лица, отработавшего норму времени за учетный период, не может быть меньше МРОТ, что есть федеральный и региональный МРОТ и возможность отказаться от присоединения к региональному соглашению, которым установлен последний (хотя на практике это сделать весьма проблематично). Что есть понятие «среднеотраслевая зарплата», уже из налогового, а не трудового права, и что, если зарплата работников налогоплательщика ей не соответствует, налогоплательщика могут вызвать на зарплатную комиссию. И наконец (даже если новость об освобождении малого бизнеса от проверок публиковалась в налоговых журналах) – найти первоисточник, открыть его и разобраться, распространяется ли соответствующий закон на случаи налогового контроля. И уж точно не стоит гордо заявлять об освобождении малого бизнеса от налоговых проверок и налогового контроля, если этого освобождения не было….

Посетить семинар автора материала:

Семинары по налогам, налоговому планированию (для бухгалтеров, финансовых директоров, руководителей и владельцев компаний)

Яндекс.Метрика