ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ

 

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

«Справочник экономиста» № 11 2013

Рентабельность – достаточно прозрачное понятие.   Само слово имеет немецкое происхождение. Rentabe переводится с немецкого как доходный, полезный, прибыльный. Рентабельность — это относительный показатель экономическойэффективности. использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельность бывает разная (продаж, активов, капиталаа, производства, подрядных услуг), но в любом случае коэффициент рентабельности расчитывается как отношение прибыли, к затратам, активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Как правило рентабельность рассчитывают в процентах. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

При построении холдинговой структуры бизнеса, необходимо проанализировать показатели его работы. При оценке работы всего предприятия или бизнеса, важно знать рентабельность продукции, производимой каждой отдельной компанией. Однако зачастую показатель рентабельности продукции, рассчитанный экономистами или другими специалистами предприятия, не отражает объективную картину, имеющую место в действительности.

Разберемся почему. Рентабельность рассчитывается по форумле: R (рентабельность) = Прибыль/себестоимость продукции*100% Эту формулу можно видоизменять и выводить из нее более полезную для расчетов (выручка – затраты)/затраты *100%= (выручка/затраты – 1)*100%

Белое юридическое лицо

Допустим мы имеем дело с юридическим лицом, которое не использует никаких способов оптимизации налогообложения, даже тех, которые специалисты по налоговому планированию называют «белыми», а тем более он не использует в своей работе компаний однодневок. Тогда расчет рентабельности не будет составлять особого труда. Допустим мы вложили 100.000 рублей, наша прибыль до налогообложения (грязная прибыль) составила 120.000 рублей. Тогда рентабельность составит 120/100*100%= 120%

Чтобы перед нами была объективная картина, затраты, естественно необходимо смотреть по данным бухгалтерского, а не налогового учета. Напомним, что разница между бухгалтерским и налоговым учетом состоит в том, что первый отражает реальную картину в организации, второй же нужен для правильного перечисления налогов. Так, мы можем потраить на рекламу нашей продукции допустим 50.000 рублей, в налоговом учете же данные расходы будут нормируемыми и в целях исчисления налога на прибыль мы возьмем в расходы всего 25.000 рублей. Другие, реально произведенные расходы в 25.000 рублей, в налоговом учете будут проигнорированы. Напомним, что предприятий, которые работают без каких либо средств оптимизации крайне мало.

Черное юридическое лицо

Теперь представим себе другую крайность – предприятие использует «черные» способы минимизации налогов: использует фирмы-однодневки. липовые расходные договоры и пр. Напомним, что подобные спобобы ухода от налогов несут в себе колоссальные риски, а за уклонение от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность ст. 198, 199, 199.1 УК РФ, а за создание фирм-однодневок ст. 173.1. и 173.2 УК РФ. Тем не менее, если предприятие работает в черную, расчет рентабельности продукции более проблематичный. Формально, на бумаге многие затраты, якобы составляющие себестоимость продукции будут существовать, на деле будут отсутствовать. Однако и в таком случае расчеты не будут сложными. В организации рассчитывают как правило две рентабельности, фактическую и ту, что можно вывести, исходя из бухгалтерских документов. Фирма, которая использует белые способы оптимизации налогообложения А вот оценить состояние дел в организации, которая использует так называемые белые способы оптимизации налогообложения, гораздо сложнее. Наличие таких трудностей приводит к тому, что невозможно объективно оценить реальную картину, происходящую в компании.

Приведем конкретный пример.

Допустим, компания применяет способ оптимизации налогообложения при помощи роялти. Напомним, что суть данного способа состоит в следующем. Регистрируется товарный знако в компании в низконалоговой юрисдикции. Между производственной компанией и фирмой, находящейся в оффшоре, заключается лицензионный договор. Таким образом, по расходным договорам деньги перебрасываются на более льготный налоговый режим. Данная схема может быть и более простой или более сложной. В более простом виде она выглядит так: компания на основной системе налогообложения заключает лицензионный договор с компанией на упрощенке. Более сложный вид данной схемы выглядит так. Товарный знак регистрируется в безналоговой юрисдикции, классическом оффшоре, тот, по лицензиооному договору передает права на его использование промежуточной компании в иностранной юрисдикции, а та в свою очередь по сублицензионному договору передает права на использование товарного знака российской фирме. Итак , с одной стороны мы видим, что появляются расходы, относимые на себестоимость продукции, без которых компания легко могла бы обойтись, ведь они произведены только в целях минимизации налогов. Казалось бы, ситуация аналогичная той, что была описана выше и мы можем рассчитать два показателя рентабельности для понимания фактической ситуации в компании. Однако все не так просто.

Продемонстрируем это на конкретном примере. Допустим, наши фактические расходы без затрат по лицензионному договору составляют 100.000 рублей, выручка – 500.000 рублей. Затраты по лицензионному договору равны 200.000 рублей. Тогда, если мы рассчитываем рентабельность исходя из цифр в бухгалтерском учете, получатся следующие цифры. Прибыль до налогообложения равна 500.000-300.000=200 Рентабельность =200/300*100%=60% Попытаемся рассчитать рентабельность, выбросив расходы по лицензионному договору, который мы использовали как средство оптимизации налогообложения. Тогда прибыль равна: 500-100 = 400 рублей Рентабельность равна 400/100*100%= 400% Однако, последняя цифра может не отражать реальной ситуации. Напомним, что мы использовали лицензионный договор для оптимизации налогообложения, однако это не значит, что все расходы, произведенные по нему, экономически необоснованные, как было бы, если бы мы работали с компанией-однодневкой. Использование товарного знака, скорее всего увеличит тем или иным образом величину выручки от продажи наших товаров. Только в том случае, если его использование никак не повлияло на величину прибыли, последний расчет рентабельности будет верным. Узнать, имело ли место такое влияние, можно сравнив величину продаж за предыдущий налоговый период и за настоящий. Естественно, сравнение будет максимально корректным, если не было иных факторов, которые могли повлиять на изменение размера выручки. Итак, допустим, вы установили, что действительно использование товарного знака позитивно сказалось на продажах. Тогда для определения фактической рентабельности вам необходимо понять рыночную цену, которую вы бы заплатили по лицензионному договору (ведь в данном случае в целях оптимизации налогов она будет явно завышена). Сделать это – достаточно проблематично. Вы можете заказать исследование или попытаться определить рыночную цену таких услуг самостоятельно, например, исходя из информации в СМИ, проанализировав прайсы от франчайзинговых компаний (компаний, предоставляющих право на использование товарного знака т.д.) Скорректируем расходы при расчете. Допустим, рыночная цена услуг по нашему договору равна 100 рублей. Тогда , чтобы рассчитать фактическую рентабельность нужно сложить 100 рублей иных затрат и рыночную цену затрат по лицензионному договору 100 рублей, чтобы получить затраты на единицу себестоимости продукции. Рентабельность в нашем случае будет следующей. 500-200= 300 (размер прибыли) R = 300/200*100%=150% Эта цифра и будет объективным показателем рентабельности продукции. Чистая рентабельность продаж В случае оптимизации налогообложения целесообразно посмотреть чистую рентабельность (то есть чистую прибыль (после уплаты налогов) поделенную на выручку). Это будет наиболее объективный показатель рентабельности в случае использования методов минимизации платежей. При этом расчет наиболее целесообразно выполнить по всему холдингу. То есть посчитать общую выручку и общие расходы юридических лиц, а также уплаченные с них налоги. При этом следует помнить, что в холдинговой структуре расходы одного лица становятся доходами и выручкой другого, но, как правило на льготной системе налогообложения.

Текст приведен с сокращениями. Полный текст статьи читайте в журнале.

Яндекс.Метрика