Оценка лизинговых схем оптимизации налогов

Юлия Хачатурян  NIKA, RISK PLAN

«Бухгалтерия. Просто, понятно, практично»,

№6 2011 год

Компании требуется вывести дорогостоящие активы. Однако окончательно расстаться с имуществом она не готова — оно необходимо для производства продукции. Руководство в качестве основного варианта рассматривает

лизинговую схему.

Какие риски присущи данному механизму и что стоит учесть, планируя сделку? Компании довольно часто используют лизинговые схемы только для оптимизации налога на прибыль и налога на имущество. Поэтому инспекторы во время проверок изучают сделки по прямому и возвратному лизингу с особым пристрастием. Так что основной риск компании -это возможные претензии налоговых органов в получении необоснованной налоговой выгоды, и, как следствие, — доначисление налога на прибыль, налога на имущество (если и в бухгалтерском учете применялись повышенные коэффициенты амортизации), а также штрафов и пени. Если организация планирует воспользоваться лизинговой схемой, ей имеет смысл подготовить и оформить сделку так, чтобы у контролеров не было повода выдвинуть обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

Рассмотрим схему возвратного лизинга в качестве оптимизации налоговых платежей.

Первоначальный владелец основного средства выдает заем подконтрольной компании или дружественной лизинговой организации. На эти деньги будущий лизингодатель покупает у прежнего владельца имущество, а потом сдает это оборудование ему же в аренду Такой способ реинвестирования денег на покупку предмета лизинга показывает, что действия участников сделки обусловлены не реальным экономическим интересом, а желанием сэкономить на налогах. Операция по продаже предмета лизинга с последующим привлечением его в аренду имеет экономический смысл, если первоначальный владелец основного средства нуждается в дополнительном финансировании. Иначе говоря, если для него это возможность оперативно получить деньги от третьего лица. Если же будущий лизингополучатель предварительно ту же сумму лизингодателю ссудил, то другого смысла, кроме экономии на налогах, у этой сделки нет. То, что схема шита белыми нитками, будет понятно, даже если сумма выданного лизингополучателем лизингодателю займа: отличается от стоимости основного средства; разбита на несколько частей; предназначена, согласно документам, на другие цели. Бесполезный посредник Не способствует улучшению ситуации и участие третьей компании, через которую «транзитом» проходит заем .

Введение промежуточной, третьей фирмы, через которую «транзитом» проходит предмет лизинга, также порождает высокий налоговый риск. Возвратный лизинг предусматривает прямые отношения по передаче имущества, это закреплено в законодательстве.

Если же между лизингополучателем и лизингодателем появится промежуточное звено, это вызывает подозрение у инспекторов. И шансы на то, что такая схема будет легко оспорена налоговиками, высоки (постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2007 № Ф09-11919/06). Увеличение количества компаний, через которые проходят транзитом деньги или имущество, не гарантирует, что цепочку не отследят. В арбитражной практике есть примеры, когда организация использовала в лизинговой схеме шесть фирм и в итоге все равно проиграла спор с проверяющими (постановление ФАС Поволжского округа от 21.12.2006 № 57-6429/2006-22). Очевидно, что в лизинговых схемах не стоит использовать компании-однодневки. Кроме того, не резонно оплачивать предмет лизинга векселями. Их использование само по себе настораживает налоговиков.

Итак, лизинговые сделки обязательно должны иметь деловую цель.

Так, одна из компаний, которая владеет сетью ресторанов в Москве и Московской области, решила выйти на региональный рынок. Для развития потребовалось оперативно привлечь финансирование. Быстрее всего деньги можно было получить за счет продажи оборудования. Однако оно было необходимо для производственной деятельности. Поэтому компании пришлось взять его в аренду у нового собственника.

Нюансы ускоренной амортизации

Если в отношении предмета лизинга повышенный коэффициент амортизации компания применяет только в налоговом учете, ее могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. Риски еще возрастают, если коэффициент ускорения используется в бухгалтерском учете для оптимизации налога на имущество. Это опасно, несмотря на то, что законодательство разрешает его применять (ст. 31 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

По мнению Минфина России, коэффициент ускорения в бухгалтерском учете можно использовать только при начислении амортизации методом уменьшаемого остатка (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н, письмо Минфина России от 03.03.2005 № 03-06-01-04/125). Согласно прежней редакции ст. 31 Закона № 164-ФЗ, ускоренно амортизировать имущество можно было только линейным способом. Из-за такого противоречия у компании не было возможности быстро списать стоимость лизингового имущества в бухгалтерском учете. Новая редакция Закона № 164-ФЗ позволяет компаниям использовать коэффициент ускорения при любом методе начисления амортизации. Однако если организация хочет начислять ускоренную амортизацию не методом уменьшаемого остатка, а иначе, ей следует готовиться к спорам с проверяющими. В качестве аргумента в суде можно использовать тот факт, что Закон № 164-ФЗ является нормативным актом более высокого уровня, чем приказы Минфина России. Таким образом, балансодержатель вправе применять повышающий коэффициент при использовании любого способа амортизации (по соглашению сторон лизингового договора). При этом не играет роли мнение финансового ведомства о том, что ПБУ 6/01 не разрешает применять повышающий коэффициент при линейном способе амортизации.

СОВЕТЫ ДЛЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ

Деловая цель возвратного лизинга очевидна: привлечение финансирования для развития бизнеса, пополнение оборотного капитала, обновление парка основных средств, возврат долгов. Доказать необоснованную налоговую выгоду крайне сложно, если, конечно, менеджеры не вели переписку о том, как уйти от налогов. Или никто из «раскаявшихся» не дал нужных показаний.

ДЛЯ ОСМОТРИТЕЛЬНЫХ

Движение имущества и денег «по кругу», при том что имущество никуда не перемещается, значительная экономия на налогах за счет лизинговых платежей и короткого срока службы основных средств (у лизингополучателя), внушительные суммы НДС к вычету (предъявленные лизингодателем) почти не оставляют сомнений в извлечении необоснованной налоговой выгоды.

Посетить наши мероприятия по налоговому планированию 

Прочитать другую статью блога по налоговому планированию:

ВЫДЕЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА: ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ЭФФЕКТА

 

Яндекс.Метрика