30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

ОТВЕТ НА ВОПРОС С ВЕБИНАРА «УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ» О ЦЕНТРЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА

Юлия Хачатурян, генеральный директор NIKA, RISK PLAN

Вопрос:  Юлия Александровна, у нас вопрос: в бизнес-литературе встречается еще такое понятие как Центр маржинального дохода (он существует вместе с Центром прибыли в одной классификации). Но мы нигде не смогли найти внятного определения / примера. Может быть, Вы владеете этим термином? Расскажите, пожалуйста.

Ответ: Здравствуйте, попыталась ответить на ваш вопрос на вебинаре. Еще раз в письменном виде подытожу и разъясню сказанное. Как финансовый директор или экономист вы прекрасно знаете, что в экономике есть понятие «маржинальная прибыль». На основе этого термина в литературе и практике работы по бюджетированию стал применяться термин «центр маржинального дохода». И тем не менее, содержательная составляющая этого термина несколько различается в зависимости от того, с разъяснением какого именно специалиста вы столкнетесь. Есть специалисты, которые считают, что центры маржинального дохода – это подразделения, которые создаются на тех предприятиях, которые осуществляют несколько видов деятельности, и в которых подразделения представляют собой узкие направления по производству и реализации продукции (услуг) определённой номенклатуры. В другой литературе вы можете столкнуться с несколько иным пониманием термина «центр маржинального дохода», как центра, который не только отвечает за доходы по своей деятельности, но и имеет возможность влиять непосредственно на себестоимость товара (услуги), которую продает (выбирает поставщиков, закупочные цены и пр.). Если такой возможности нет – то он не будет центром маржинального дохода, а будет просто центром дохода. Как мне кажется, при изучении любой литературы по бюджетированию важно разобраться, какое содержание конкретный автор вкладывал в тот или иной термин, для того, чтобы понять его материал (могут быть нюансы в понимании не только данного термина). Однако в любом случае к любой литературе необходимо подходить критически, с учетом своего опыта работы и понимать, что нам даст присвоение того или иного термина тому или иному вашему подразделению на практике. В конце концов, назвать что угодно можно как угодно, вопрос, чем это будет для нас полезно в плане бюджетирования и построения системы мотивации. Я приведу конкретный пример, чтобы было понятнее. Допустим, у предприятия есть подразделение №1 , которое занимается производством деталей. Сам материал для производства этих деталей приобретает начальник данного подразделения, не пользуясь услугами отдела закупок (соответственно, он обладает полномочиями по выбору поставщиков и смотрит и на закупочные цены, и на качество материала). Детали, которые произвел цех 1, можно продать на рынке как самостоятельный продукт, а можно «продать» в производство другого подразделения организации, которое соберет из этих деталей уже более дорогой продукт, например, оборудование. Цену реализации и конечному покупателю, и подразделению своей организации, которое занимается сборкой, подразделение №1 устанавливает самостоятельно (про внутрипроизводственное ценообразование при продаже своему подразделению я очень кратко рассказывала на вебинаре, естественно, в данном случае не будут оформляться реальный процесс покупки). В данном примере, исходя из обоих определений, можно присвоить соответствующему подразделению название «центр маржинального дохода». Для того, чтобы выстроить систему мотивации на практике нам важно, что раз подразделение №1 имеет возможность определять сумму закупки материала и рыночную цену изделия – то к разнице между ними можно привязать величину его дополнительного вознаграждения (премии, бонусы). Если же мы лишим цех №1 возможности самому определять поставщика материала, то привязывать размер его дополнительного вознаграждения к этой разнице мы не можем, потому что на закупочные цены цех 1 не влияет. Он может влиять только на продажи и отталкиваясь от них в данном случае необходимо будет выстраивать систему мотивации (хотя на практике тоже все не столь схематично, сырье может оказаться столь низкого качества, что цех № 1 мало сможет влиять на конечную сумму продаж, так как цена на изделия понизится, а сможет влиять только на количество произведенной продукции).

Посмотреть программу семинара (вебинара):

Программа семинара «Оптимизация затрат»

Яндекс.Метрика