30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР_2

Юлия Хачатурян, NIKA, RISK PLAN

Статья опубликована в журнале «Служба кадров и персонал» в 2008 г.

Если открыть главу 32 ТК РФ ( ученический договор), мы не найдем там ни определения самого ученического договора, ни его предмета. ( Предмет договора – это то, о чем договорились стороны, то, какие действия каждая из них должна будет произвести взамен действий другой стороны). В статье 198 ТК РФ лишь сказано, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на переобучение без отрыва от работы.   Исходя из сказанного и общих основ гражданского законодательства можно попытаться сформулировать определение понятия «ученический договор» самостоятельно. Ученический договор – это соглашение между работодателем и лицом, ищущим работу, или работником данной организации в соответствии с которым работодатель обязуется обучить (лично или с помощью других лиц) лицо, ищущее работу определенной профессии или переобучить работника данной организации, а лицо, ищущее работу ( если данное соглашение заключено с этим лицом) должно соответственно пройти курс обучения, или работник данной организации должен пройти курс переобучения (если договор заключается с работником данной организации).

О «разновидностях ученического договора»

Согласно статье 198 ТК РФ, ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством , а ученический договор с работником данной организации регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. При реализации первого из названных выше положений на практике возникают значительные проблемы, так как вопрос о «подчиненности» ученического договора с лицом ищущим работы гражданскому законодательству достаточно спорный. «Виной» этому следующее.

Во-первых, ГК РФ не предусмотрен такой вид договора как ученический. Он применяется постольку, поскольку согласно гражданскому законодательству можно заключать и иные, не предусмотренные ГК РФ договора. Во-вторых, согласно статье 205 ТК РФ (распространение на учеников трудового законодательства), на учеников распространяется трудовое законодательство и законодательство об охране труда, а согласно статье 206 ТК РФ условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям являются недействительными и не применяются . Учитывая то, что в статье 205 ТК РФ прямо не сказано, что нормы трудового законодательства распространяются исключительно на вторую категорию учеников (тех, которые уже являются работниками данной организации), это дает основание думать, что оно распространяется и на первую группу учеников (тех, кто ищет работу), что в свою очередь позволяет предположить, что и договор с теми лицами, которые не являются работниками данной организации регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, несмотря на то, что в статье 198 ТК РФ оговорено иное. К тому же, согласно статье 206 ТК РФ условия ученического договора (заметим, что здесь не «прописано», что договора исключительно с работником данной организации) не должен противоречить ТК РФ. О невозможности противоречия данного договора Гражданскому Кодексу ни сказано ни слова. Тем не менее, нельзя категорично сказать, что и ученический договор с лицом, ищущим работу, также как ученический договор с работником данной организации «подчиняется» трудовому, а не гражданскому законодательству. «Оговорив» единожды в 198 статье ТК РФ, что договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым, в следующих статьях.

Законодатель мог употреблять словосочетание «ученический договор» вполне правомерно предполагая под данным понятием исключительно договор с работником данной организации. Задача специалиста кадровой службы – не разрешать данную дилемму: каким все-таки законодательством регулируется ученический договор с лицом, ищущим работу: гражданским или трудовым (которая пока просто неразрешима), а попытаться обойти «острые» углы, разрешить те проблемы, которые возникают из-за двусмысленности положений законодательства, с помощью которого регулируется правовой институт «Ученический договор».   О необходимости получения лицензии для заключения ученического договора

Прежде чем рассказать о составлении ученического договора, обратим внимание читателя на следующий момент. Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и иных формах. При выборе одной из них стоит исходить из следующего. Ученический договор может как предполагать, так и не предполагать повышение образовательного уровня обучаемого. Одно дело, если работодатель направляет, например, своего экономиста в вуз для овладения специальностью «менеджер» на заочном отделении и совсем другое дело, если происходит обычная профессиональная подготовка.

Согласно статье 21 Закона РФ «Об образовании», профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Соответственно обучение сотрудника, сопровождающееся повышением его образовательного уровня, могут проводить организации, имеющие на подобную деятельность соответствующие лицензии.

Несколько иначе дело обстоит с профессиональной подготовкой. Согласно п.3 статьи 21 Закона РФ «Об образовании» профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующие квалификации. Соответственно, если речь идет об индивидуальной профессиональной подготовке ученика у специалистов или рабочих, имеющих соответствующие квалификации, то лицензия на подобную деятельность не требуется. Однако квалификация специалиста или рабочего-наставника должна быть подтверждена соответствующими документами. Составление ученического договора Попытаемся составить ученический договор ( как с лицом, ищущим работу, так и с работником данной организации), обращая особое внимание на те специфические сложности, которые возникают при заключении ученического договора с лицом, ищущим работу.

Несмотря на «спорность» законодательства, мы возьмем за аксиому положение статьи 198 ТК РФ, согласно которому ученический договор с лицом, ищущим работу является гражданско-правовым. Во-первых, грамотно составленный договор должен состоять из четырех составных частей: Преамбулы (вводной части) Предмета договора, прав и обязанностей сторон Дополнительных условий договора Прочих условий договора Преамбула (вводной части) договора. Грамотно составить преамбулу ученического договора с лицом, ищущим работу достаточно сложно. Здесь должно быть указано наименование договора (в нашем случае это ученический договор), дата подписания договора, место подписания договора, а также фирменное наименования сторон и условное обозначение сторон по договору. Если договор заключается с лицом, ищущим работу, сложности возникают при выборе условного обозначения сторон по договору. Само собою разумеещееся, что одной из сторон будет «ученик», второе лицо логично назвать «работодатель», учитывая то, что таким образом лицо, осуществляющее профессиональное обучение ученика ТК РФ. Однако в данном случае это «лицо» еще не работодатель. К тому же второй стороной в договоре работодатель может быть только в соглашении, регулируемом нормами трудового права, данный же договор – гражданско-правовой. Поэтому в данному случае лучше не прибегать к условному обозначению юридического лица, а называть его по тексту полным наименованием. Предмет договора, права и обязанности сторон.

Далее мы переходим к описанию предмета договора, прав и обязанностей сторон. 1.Ученический договор, согласно статье 199 ТК РФ должен содержать : указание на конкретную специальность, профессию, квалификацию, приобретаемую учеником. Следует учитывать, что иногда работник сразу же получает и новую специальность, и новую профессию и квалификацию. Например, получив высшее образование, стоимость обучения в котором была оплачена организацией, по специальности «юриспруденция», человек одновременно получит квалификацию «юрист». В таком случае в ученическом договоре должны быть указана либо две составляющих, все три. Как видно из положений статьи 199 ТК РФ, в ученическом договоре не следует указывать будущей специализации ученика, или направления по которому он учиться. Хотя иногда именно название направления наилучшим образом «отражает» сферу будущей деятельности специалиста (например, лингвистика, филология). Лучше, если ученический договор будет содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), тарифно-квалификационными характеристиками и квалификационными справочниками должностей руководителей и служащих, несмотря на то, что данные справочники не имеют сейчас обязательного значения.

По каким профессиям можно заключать ученический договор? Можно ли заключать ученические договоры по вредной сетке?

При заключении ученического договора и определении будущей специальности ученика следует учитывать следующее. Существуют профессии, на которых ограничен труд женщин и запрещен труд подростков. Так, согласно статье 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или )опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию ( игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.) Запрещается переноска и передвижение работником в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Поэтому, соответственно с лицом до 18 лет нельзя заключать ученический договор на обучение подобным «вредным» для их нравственного и физического развития профессиям. Согласно статье 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перенесением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До утверждения новых перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, можно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.02.200 г № 162. Соответственно по профессиям, указанным в данном перечне с женщинами также запрещается заключение ученического договора. 2.В ученическом договоре также следует «прописать» обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, а также обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору в течение срока, установленного в ученическом договоре. Данный срок устанавливается по соглашению сторон ученического договора. Никаких «методических рекомендаций» по его определению не существует. Тем не менее, желательно, чтобы его длительность была «разумной» и «экономически обоснованной». Например, по меньшей мере будет странно, если человек, которого переобучали один месяц обязуется работать у данного работодателя, например 10 лет. В случае судебного разбирательства суд может счесть данную сделку кабальной ( кабальная сделка – сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась – статья 179 ГК РФ) и признать недействительной по иску потерпевшего. 3. В ученическом договоре также следует указать срок ученичества. Согласно статье 200 ТК РФ ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Сроки обучения при подготовке и , переподготовке по рабочим профессиям, как правило, не превышают 6, а по сложным профессиям 12 месяцев. Конкретный срок обучения определяется по соглашению сторон и зависит, например, от возраста, образовательной подготовки лица, поступающего на обучение. Тем не менее на практике определить точный срок в течение которого ученик будет овладевать новой профессией достаточно сложно.

Можно в договоре прописать, что срок ученичества составляет 6 месяцев, а работник освоит незнакомую специальность за 3. Выйти из данной ситуации достаточно просто . срок действия договора можно не обозначать строго определенным промежутком времени. Можно «оговорить» данное условие договора, например, следующим образом:

3.4. Договор заключается на срок, необходимый для обучения ученика данной профессии, но не более, чем на 6 месяцев.

Или 3.4. Договор заключается на срок, необходимый для подготовки ученика по специальности « название специальности» до его аттестации ( до сдачи квалификационного экзамена) , но не более, чем на 6 месяцев.

В таком случае, если ученик окажется «чрезвычайно способным», ученический договор автоматически утратит силу до истечения 6-ти месяцев. Следует учитывать, что действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами. Данное «автоматическое» продление можно не оформлять документально, но лучше это сделать путем издания соответствующего приказа и составления дополнительного соглашения к ученическому договору. Основанием для издания приказа будет соответствующий документ, подтверждающий факт болезни ученика, прохождения им военных сборов и прочее.

4. Следующее, что необходимо предусмотреть в договоре – это размер оплаты в период ученичества. Согласно статье 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. Потери, возникшие вследствие производства недоброкачественной продукции на учеников не возлагаются, а относятся на себестоимость продукции.

5. В ученическом договоре в обязательном порядке оговаривается время ученичества. Следует помнить, что время ученичества в течении недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, специальности, при выполнении соответствующих работ. Т.е. ученик до 16 лет может обучаться не более 24 часов неделю, а от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, а инвалиды первой и второй групп не более 35 часов в неделю ( ст.23 Закона о защите инвалидов). Если же человек овладевает специальностью с вредными и (или) опасными условиями труда – то продолжительность его занятий в неделю не может превышать 36 часов. Дополнительные условия договора. Согласно статье 199 ТК РФ ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон. Зачастую в качества дополнительного условия в ученический договор включают обязанность ученика подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Стоит учесть, что абсолютно правомерным можно назвать наличие подобного условия в ученическом договоре с работником данной организации ( с которым ученический договор регулируется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, наличие же подобной «оговорки» в договоре с лицом, ищущим работу, сомнительно с точки зрения гражданского законодательства. . В договоре с работником данной организации также можно предусмотреть условие о полном освобождении во время ученичества от работы по основному трудовому договору. При составлении ученического договора следует обратить внимание на еще один момент. На практике в ученическом договоре обычно «обговаривают» лишь условия самого ученичества и обязанность ученика отработать определенное время у работодателя после окончания обучения, а также необходимость ученика возместить затраты работодателю, если гон не приступил к работе или не отработал положенного срока. Такой подход к составлению ученического договора имеет свои «слабые» стороны. Представим себе конкретную ситуацию. Ученик, обязующийся пройти обучение предполагает, что его рабочий дань будет длиться с 8.30 до 16.30, что территориально рабочее место будет находиться там же, где и место обучения, а заработная плата составлять 500 долларов. Работодатель же знает, что рабочий день на самом деле будет начинаться в 10.00 и заканчиваться в 19.00, добираться сотруднику до работы придеться в другой город, а начальная заработная плата составит 100 долларов. Как правильно оформить прием по трудовому договору после ученического? Ученик успешно проходит обучение и аттестацию и его принимают не работу. Для оформления приема на работу большинство юристов –трудовиков советуют лишь оформить приказ. Тем не менее одного приказа для возникновения трудовых отношений недостаточно. ( В период действия ученического договора с лицом, не работающим в данной организации стороны были связаны гражданско-правовыми отношениями). Для возникновения же трудовых отношений необходимо заключение трудового договора, до подписания которого стороны вдруг могут выяснить, что их представления по поводу будущих условий труда значительно расходятся. Только на первый взгляд кажется, что работодатель в данном случае ничего не теряет. Ведь в соответствии со статьей 207 ТК РФ, если по окончании ученичества ученик без уважительных причин (!) не выполняет свои обязанности по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возмещает ему полученную за время обучения стипендию, а также возмещает другие, связанные с ученичеством расходы. Однако работодатель не застрахован от того, что ученик докажет, а суд признает причины, по которым второй отказывается заключить трудовой договор с работодателем уважительными, Так, ученик может оказаться одиноким отцом, который должен забирать ребенка из сада ровно в 19.00. работая же по данному графику, в соседнем населенном пункте, работник просто не сможет возвращаться в родной город к этому времени. Следовательно ребенок будет беспризорным. Если суд признает данные причины уважительными ( особенно учитывая то, что ученик не знал, что заключение трудового договора будет на подобных условиях) расходы и выплаченная работодателем стипендия ему возвращены не будут. К тому же даже при отсутствии данных уважительных причин сделка, совершенная под влиянием обмана или заблуждения ( в том числе заблуждения по поводу условий последующего трудового договора) может быть признана судом недействительной. Поэтому уже в ученическом договоре следует отразить свои намерения по поводу будущего трудового договора. Сделать это можно внеся в ученический договор следующие положения. 3.1. В случае, если ученик успешно пройдет обучение и сдаст квалификационный экзамен, стороны обязуются заключить трудовой договор на следующих согласованных условиях: заработная плата работника составит 9 000 рублей место работы : г.Сергиев- Посад график работы : с 8.30 до 16.30 Если вы включите подобные условия в ученический договор, в случае судебного разбирательства ваш бывший ученик не сможет сослаться на то, что совершил сделку под влиянием заблуждения, не зная истинных намерений работодателя. Прочие условия договора. Следует учитывать, что в ученическом договоре должна быть указана не только дата его заключения, но и дата вступления в силу. Если трудовой договор автоматически вступает в силу с момента его подписания, а следовательно в нем может быть указана только дата его заключения, то в ученическом договоре должны быть указаны и дата его подписания, и дата его вступления в силу. Прочие условия ученического договора – это также и реквизиты сторон. О возможности заключить с работником организации ученический договор на повышение квалификации

Подскажите, пожалуйста, можно ли заключить ученический договор на повышение квалификации с работником организации ( со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно обязанностью работника отработать впоследствии какое-то время) если работника направляют на консультационные семинары? Каким нормативно правовым актом это регламентируется? С уважением, Екатерина

Согласно статье 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Естественно, данным дополнительным договором является ученический договор. А следовательно, исходя из контекста данной статьи, « в рамках» ученического договора могут быть проведены: профессиональная подготовка, переподготовка, а также повышение квалификации работника. Попробуем разобраться, является ли посещение консультационных семинаров повышением квалификации работников? На первый взгляд, да. Во-первых, при посещении подобных семинаров слушатели, безусловно, приобретают новые знания, восполняют пробелы в имеющихся. Однако, это еще не значит, что после посещения нескольких семинар происходит «качественный рывок» и специалист приобретает более высокую квалификацию, также как, например, прочитанная книга по криминалистике поможет разобраться юристу во многих вопросах, но не сделает экспертом-криминалистом в одночастье. Для того, чтобы лучше разобраться в «природе» консультационных семинаров, можно провести еще одну аналогию. Представим себе, что человек обратился за помощью к юрисконсульту. Последний помог первому досконально разобраться в его вопросе ( или даже в нескольких вопросах). Но это еще не значит, что обратившийся за помощью после посещения консультации приобретет квалификацию «юрист». Ибо самому юристу на это понадобилось 5-6 лет. Для того чтобы определить, в каком случае после посещения подобных семинаров ваш сотрудник повысил свою квалификацию, а в каком – нет, следует учитывать следующие два момента..

Во-вторых, существуют специальные образовательные учреждения повышения квалификации, к коим относятся:

• Академии ( за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования)

• Институты повышения квалификации ( институты усовершенствования), отраслевые, межотраслевые, региональные , организованные в ( при)образовательных учреждениях высшего профессионального образования, курсы ( школы, центры( повышения квалификации, учебные центры службы занятости,

• структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования ( факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые и региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования – курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений) организаций и учреждений. Соответственно организация, проводящая семинары, для того, чтобы способствовать повышению квалификации ваших сотрудников должна относиться к одному из этих учреждений.

Во-вторых, государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно прошедшим курс обучения следующие документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации либо свидетельство о повышении квалификации. Соответственно, если подобного документа после посещения семинаров вашему сотруднику не выдадут ( а устроители семинаров и не обязаны их выдавать, цель их деятельности абсолютно другая) то о повышении квалификации вашего сотрудника речи не идет. Следует отметить также, что в соответствии со статьей 199 ТК РФ ( содержание ученического договора) ученический договор должен содержать указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником. В случае, если ваш сотрудник просто посетит несколько семинарских занятий – в ученическом договоре просто невозможно будет указать, какую квалификацию он должен приобрести. Об ограничениях во время действия ученического договора В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством. Однако служебная командировка, связанная с ученичеством ( например, если будущий мастер осваивает новое оборудование, находящееся на объекте в другой местности) — будет законной с точки зрения трудового права. О проведении аттестации учеников В каком порядке осуществляется аттестация в период ученичества и присвоение разряда? Ученичество завершается обязательной сдачей квалификационных экзаменов. В настоящее время действует Положение о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, утвержденное Постановлением Госпрофобра СССР , ГТК СССР и ВЦСПС от 13.07.87 №9/426/ 21-59, а также типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении работников на производстве, утвержденная приказом Госпрофобра СССР от 24.09.1981 № 135. Согласно разделу 1 Типовой инструкции об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении работников на производстве, квалификационные экзамены имеют целью определить соответствие полученных экзаменуемым знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационных характеристик с тем, чтобы на этой основе установить им квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим им профессиям. К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в процессе курсового или индивидуального обучения на производстве. Квалификационные экзамены следует проводить не позднее, чем через 10 дней после окончания обучения работников. Для проведения квалификационных экзаменов (аттестации) прежде всего необходимо создать комиссию. Она и будет называться аттестационной ( квалификационной ) комиссией. Необходимо определить членов комиссии, ее председателя, секретаря. Как правило, председателем комиссии является руководитель предприятия, заместитель руководителя предприятия, руководитель структурного подразделения. Члены комиссии: начальники отделов, цехов, специалисты. При создании комиссии следует учитывать следующие моменты. Во-первых, участи в работе комиссии – дело добровольное, сотрудников организации нельзя принудить к участию в проведении аттестации ученика.

Во-вторых, среди членов комиссии должны быть лица той же профессии (специальности) по которой ученик проходит аттестацию. Так, если аттестацию проходит печатник – его знания не сможет оценить комиссия брощюровщиков, возглавляемая начальником брощюровочного цеха. Если печатнику присваивается, например, третий разряд, то среди членов комиссии должны быть печатники, имеющие 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой разряд, то есть лица, более высоко квалификации, чем сам аттестуемый. Если на предприятии существует выборная профсоюзная организация – ее представителя также целесообразно включить в состав комиссии. Порядок и процедуру образования комиссии следует прописать в локальном нормативно-правовом акте: Положении об аттестации. Так, например, председатель комиссии может быть назначен с согласия первого руководителем организации, а может быть выбран членами комиссии из своих рядов на общем собрании. Члены комиссии, как и секретарь, также могут выбираться или назначаться. Например, секретарь может быть назначен с его согласия по представления председателя комиссии руководителем организации. В Положении об аттестации следует прописать и требования к членам комиссии: их знаниям, квалификации, специальному стажу работы и пр. Положение об аттестации вводится в действие приказом руководителя. Следует учитывать, что комиссия может функционировать как на постоянной, так и на временной основе. Т.е. комиссия может быть создана на время приема экзаменов у группы лиц, заканчивающих в данный момент обучение, а может принимать квалификационные экзамены в течение определенного , довольно продолжительного периода времени ( например 2-ух лет). Состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя организации. В тексте приказа и будет отражено, создается ли комиссия для того, чтобы принять экзамены у группы лиц, закончивших обучение, либо будет функционировать в течение довольно длительного периода времени. С приказом следует ознакомить всех членов комиссии. Далее следует составить график проведения аттестации ( квалификационных экзаменов), который утверждается руководителем организации.График можно сделать в произвольной форме. Главное – чтобы из негобыло ясно, кто и когда проходит квалификационный экзамен. «Информационную» часть данного документа лучше составить в виде таблицы. В первом столбце, например, можно проставить Ф.И.О. аттестуемых, во втором их прежний разряд 9если аттестуемые его имели, в противном случае ставится запись «без разряда», в третьем разряд, на который они «претендуют», в четвертом Ф.И.О. наставника ученика, в пятом – дату проведения аттестации. В процессе проведения аттестации целесообразно составить не только протокол заседания комиссии, но и отзыв об ученике, а также аттестационный лист ( последний заполняется в процессе проведения квалификационного экзамена). Отзыв об ученике должен содержать объективную оценку соответствия ученика квалификационным требованиям, предъявляемым к его профессиональным знаниям и умениям. Он может быть подписан либо наставником ученика, либо руководителем структурного подразделения, в котором тому предстоит работать. С данным отзывом ученика следует ознакомить до проведения квалификационного экзамена. Экзамен считается сданным при условии выполнения квалификационной (пробной) работы в полном соответствии с технологическими условиями и при наличии у экзаменуемого теоретических знаний, предусмотренных тарифно-квалификационным справочником для данного уровня квалификации и профессии. Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о присвоении ( получении) экзаменуемым квалификационных разрядов, классов и профессий заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами комиссии. В протокол квалификационной комиссии наименование профессии следует внести в строгом соответствии с наименованием, указанном в тарифно-квалификационном справочнике. Вопросы к аттестуемому и ответы на них могут быть отражены в аттестационном листе. Следует помнить, что вопросы к аттестуемому должны способствовать выявлению его знаний по приобретаемой специальности в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками. Аттестационный лист подписывается членами комиссии и ее председателем. Ученика знакомят и с аттестационным листом, и с протоколом. Сведения о присвоенном разряде в установленном порядке вносятся в трудовую книжку.

Программа семинара: «Заработная плата в 2017 году. Расчет заработной платы, сложные вопросы оплаты труда, налоги и взносы»

Яндекс.Метрика