30-31 октября 2017 г. , г. Москва, Круглый стол "Налоговое планирование с учетом изменений в контроле за налогоплательщиком (лето-осень 2017 г.)" 

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

«Планово-экономический отдел» № 4 2014

Для  анализа влияния налогов и сборов на цены используют их разную классификацию.     Одна из них построена на делении налогов и сборов, на: налоги, являющиеся прямой надбавкой к цене (например, внутренний НДС, акцизы); налоги и сборы, включаемые в состав себестоимости товара (например, налог на имущество, земельный налог, НДФЛ, начисляемый на ФОТ  и пр.), налоги, выплачиваемые из прибыли. Они расположены в порядке убывания влияния на цену.

Пример 1 Наибольшее влияние на уровень цен оказывают НДС и акцизы.

НДС появилось в России в январе 1992 г. После чего все цены были повышены почти на  треть, так как первоначальная ставка составляла 28%.

Другая классификация для анализа влияния налогов на ценообразовании строится на следующем принципе. Есть налоги и сборы, которые входят в условно-постоянную часть цены (ту часть себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции), например, налог на землю, налог на имущество и вторая категория: налоги и сборы, составляющие условно-переменную часть цены (НДС, акцизы, страховые взносы, налог на прибыль  и пр. )

Обозначим  условно-постоянную часть товара как Рo и условно-переменную часть товара как P1. Исследования показывают, что увеличение условно-постоянных затрат (Po) (налога на имущество, на землю и пр.) приводит к повышению цен на товары повседневного спроса. Так как соответствующие затраты производитель стремится переложить на потребителя. Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. При значительном увеличении их цены, снижается спрос на них, а значит, для предпринимателей невыгодно сильно увеличивать цену и перекладывать таким образом все расходы на потребителя. Скорее всего часть расходов он возьмет на себя. Кроме того,  уменьшатся объемы производства и потребления соответствующих товаров. А вот увеличение условно-переменной части затрат (Р1) (НДС, акцизы) вне зависимости от того, является ли товар товаром повседневного спроса или нет, как правило, сказывается пропорциональным увеличением цены товара и уменьшением его объемов.

Однако, какой бы классификацией не воспользовались, общие тенденции очевидны: если спрос на товар неэластичный — налоговое бремя производитель постарается переложить на покупателя; при эластичном спросе издержки производитель (продавец) возьмет на себя. Пример 2 Так, например, в 2014 г. де-факто был изменен размер налога на имущество, за счет того, что он стал уплачиваться в отношении ряда объектов недвижимости исходя из  кадастровой стоимости. В результате, размер налога на имущество возрос.   У организаций, имеющих подобные объекты в собственности, естественно, возросла налоговая нагрузка. Однако и те, кто не имеют такой собственности, взяли на себя часть ее груза на себя! Ведь собственники повысили ставки арендной платы, чтобы компенсировать свои расходы. На товары повседневной необходимости, естественно после этого повысились цены. Рост цен на товары эластичного спроса будет меньшим, но и он неизбежен. Естественно, с помощью уменьшения (увеличения) налоговых ставок, размера пошлин, государство пытается урегулировать цены тем или иным образом в своих интересах. Существуют и налоги, которые не оказывают влияние на цены вообще, например, агентский НДС, удерживаемый российским партнером за иностранного партнера, оказывающего услуги российскому. Такой НДС российская компания, в случае ведения деятельности, облагаемой НДС, может тут же принять к вычету. Поэтому де-факто этот налог ни на что не влияет.

Следует сказать и несколько слов о трансфертных ценах. Иногда увеличение налогов приводит к формальному уменьшению цены. Это происходит, если для минимизации налогов используются возможности трансфертного ценообразования или иные возможности для минимизации налоговых платежей (например, разбиение одного юридического лица на ОСНО на ряд упрощенцев). В результате или налогоплательщик искусственно уходит от уплаты того или иного налога (и тогда у него сохраняется возможность сохранить невысокие цены).

Статья представлена в сокращенном виде. Полный текст публикации читайте в журнале.

Яндекс.Метрика